harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Categories:

Знатоки времен

Одним из главнейших иудейских праздников является Пурим. Согласно ветхозаветной "Книги Эсфири", на третьем году царствования персидский царь Ахашверош, ассоциируемый с Артаксеркосом, решил порадовать народ хлебом и зрелищами, в связи с чем устроил грандиозный шестимесячный гудёж, по окончании которого в дворцовом саду был организован недельный опохмел для приближенных. В это время его жена, видимо, тоже страдая от похмелья, устроила аналогичный девичник в здании дворца. Изрядно набравшись, Ахашверош в какой-то момент решил продемонстрировать собравшимся гостям, какой он крутой пацан. Видимо, размер его члена никого не впечатлил, поэтому он решил похвалиться красотой своей жены и потребовал евнухов немедленно представить ее пред светлы очи царя и всей честной компании.

Синодальный перевод рассказывает об этом так:

И было [после сего] во дни Артаксеркса,- этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии, в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном, в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих, показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней. По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.
И царица Астинь сделала также пир для женщин в царском доме царя Артаксеркса.
В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Каркасу - семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива.


Вероятно, Астинь — это искаженное украинское имя Устинья, потому что жене оказалось пофиг, на какую сторону у царя сдвинута на уши тюбетейка, точнее, кидар — высокая остроконечная шапка персидских царей, и она послала царя пiд три чорти:

Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов.

Но тут нашла коса на камень, и шансы Устиньи стать первой Роксоланой мгновенно свелись к нулю. Артаксерксу моча ударила в голову, и он решил, что царица борза не по понятиям, поэтому ее надо усмирить.

И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена, ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права́, приближенными же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан - семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве: как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов?

Дальше в книге рассказывается о том, как царь уволил жену, не выплатив ей выходного пособия, организовал конкурс красоты "Мисс Персия", женился на его победительнице еврейке Эстер (в синодальном переводе — Эсфирь), подпал под влияние визиря Амана-амаликитянина (инопланетянина из системы Амали Кита), который разозлился на ее дядю Мордехая (не путать с тем Мордехаем, который живет на Пятой авеню), не оказывавшему Аману почести, и решил уничтожить всех евреев, но Мордехай узнал об этом и подбил Эстер очаровать царя и потребовать сатисфакции. Эстер потрясла перед царем сиськами царя своей красотой, и он повесил Амана и разрешил евреям вооружиться и защищать свои жизни в рамках закона о непревышении необходимой обороны, после чего евреи перебили врагов без счета и немедленно выпили.

Здесь интерсно то, что "князья" Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена и Мемухан истории неизвестны. Похоже, что царь бухал в компании анонимных алкоголиков. Впрочем, одно из имен всплывает в книге Ездры, в которой упоминается чиновник по имени Шефар-Бознай. Правда, этот чиновник жил во времена Дария I Гистаспа, но, учитывая, что и тождество Ахашвероша с Артаксерксом довольно сомнительное, можно согласиться с тем, что царь в узком кругу бухал не сатрапами, которые его и зарезать могли легко, глазом не моргнув, а с прихлебалами-чиновниками. Тем более, что князьями тогда становились не по конкурсу аттестатов, а кто кого быстрей укокошит.

Все это было прелюдией к термину "знающие прежние времена". Кто все эти люди? Ивритское выражение yode‘ei ha-‘ittim дословно означает "знатоки времен", и здесь особенно интересно последнее слово. Theological Dictionary of the Old Testament, Volume XI, изданный G. Johannes, указывает, что עיתים \ עִתִּים ('ittim, "иттим") является множественной формой от עִת ‎("эт" — время). Никакого упоминания о том, что речь идет о прошедших временах, в тексте нет. Но кто сказал, что это ивритский термин? Книга Эсфири была написана вавилонскими евреями, широко использовавшими аккадский язык. Настолько широко, что главных героев зовут в честь вавилонских богов Иштар и Мардука, и даже сам праздник Пурим имеет аккадское название, происходя от аккадского слова pūru — жребий (а также название одной из категорий жрецов). Аккадское слово edû означает "знать", а аккадское слово ittu (в косвенном падеже множественного числа — ittim) — "знак, знамение". Таким образом, имеем знатоков знамений, знатоков символов, то есть, астрологов и гадателей.

Исследуемая семерка названа в тексте знатоками закона и права. Transactions of the Society of Biblical Archæology, Volumes 8-9, Society of Biblical Archæology (London, England). Published at the Office of the Society., 1885, указал, что аккадское слово ittu может означать "положение" или "условия жизни", что не противоречит первоисточнику. Хотя Mark D. Schutzius в книге "The Hebrew Word for 'sign' and its Impact on Isaiah 7:14", и писал, что аккадскому слову ittu (знак) в Ветхом Завете соответствуют ивритское слово אוֹת — знак (произносится «от») и арамейское слово אֶת (произносится «эт»), но здесь речь может идти как об ошибке записи, что тоже вероятно, так и о более вероятной многозначности семитских терминов, ведь астролог — это и знаток знамений, и знаток времен, открытых ему для чтения этими знамениями.

Таким образом, наиболее вероятно, что Артаксеркс выпивал не с князьями, а с магами. Магами называлось одно из мидийских племен, из которых традиционно назначались жрецы, как у евреев жрецы традиционно назначались только из колена Коэнов. При Артаксерксе маги пользовались особенным влиянием, о чем писал Агафий Миринейский в труде "О царствовании Юстиниана":

26. Свыше двухсот семидесяти лет прошло от первого Арсака до Артабана, последнего царя, когда дела римлян управлялись Александром, сыном Маммеи. В это время там начал правление род современного нам Хосрова. Тогда персидское государство, существующее до настоящего времени, получило начало и первоначальное свое устройство. Некто Артаксар по имени, персидский муж, вначале совершенно никому не известный и ничем не знаменитый, но весьма энергичный и способный к великим деяниям и весьма пригодный для низвержения существующего, собрал заговорщиков, напал на царя Артабана и убил его, возложив на самого себя кидар, и, уничтожив могущество парфян, снова возвратил персам их царство. Он был привержен к учению магов и совершал их таинства. С того времени усиливается и род магов и преисполняется гордыней. Таким он был и раньше и издревле сохранял эту репутацию, но не поднимался еще до такого почета и такой свободы; иногда же был и презираем находящимися у власти. Это показывает следующее. Когда Смердис, некий маг, захватил власть после Камбиза, сына Кира, персы, поддерживавшие Дария, не сочли происшедшее непоправимым, но убили самого Смердиса и множество тех, кто оказались его единомышленниками, так как непозволительно магам посягать на царский престол и устраивать козни. Эти убийства казались им не только не преступными, но и достойными увековечения, так как они в память этого возмущения установили празднество под названием «избиение магов» и приносили в память этого события благодарственные жертвы.

Теперь же все их [магов] почитают и превозносят и все общественные дела устраиваются по их советам и предсказаниям. Каждому частному лицу, когда дело касается суда или других случаев, они предписывают и навязывают то, что нужно сделать. И вообще у персов ничего не признается законным и справедливым, если оно не одобрено магом.

27. Говорят, что мать Артаксара вышла замуж за некоего Пабека, совершенно незнатного человека, сапожника по профессии, но хорошо изучившего движение звезд, который легко мог предугадывать будущее. Некий военный человек по имени Сасан, случайно совершая путь по стране Кадусеев, пользовался гостеприимством у Пабека и находился в его жилище. Тот же каким-то образом (думаю, как предсказатель) предугадал, что потомство гостя будет знаменитейшим и известнейшим и достигнет великого счастья. Он печалился и скорбел, что у него нет ни дочери, ни сестры, никакой другой женщины, близкой родственницы, и наконец уступил ему свое ложе и свел его со своей женой, необычайно смело пренебрегая стыдом, променяв бесчестье и позор на предстоящий в будущем жребий. Так родился Артаксар и был воспитан Пабеком.
Tags: засирология, религия, рженаука, семитология, смехуёчки
Subscribe

  • SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS

    Фраза SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS представляет собой записанный латинскими буквами палиндром, помещенный в квадрат 5х5 букв и читаемый одинаково…

  • Ебитесь и объедайтесь!

    Папа наш Римский Франциск назвал сегодня секс и хорошую еду "божественным" удовольствием. Вот, что он заявил в интервью итальянскому писателю Карлу…

  • Santa Mariña de Aguas Santas

    Почитаемая в Галисии и Северной Португалии святая Марина родилась, по разным источникам, то ли в португальском городе Bracara Augusta, ныне Braga, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments