harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Category:

Ночь на Хуана Купалу в Пиренеях

В Пиренеях до сих пор в десятках общин c обеих сторон широко празднуют языческий праздник летнего солнцестояния, совпадающий с днем Святого Иоанна – San Joan. В разных общинах детали праздника отличаются друг от друга, а традиции хранят и передают специально созданные общества. Несмотря на языческий характер праздника, католическая церковь зачастую принимает в нем самое активное участие.
В гасконской долине Валь д‘Аран этот праздник отмечается в двух общинах — в Лесе (Les) и Артьесе (Arties), и называется Hèsta deth huec — праздник огня. Он делится на три этапа, проходящие в разное время.
Сначала во второе воскресенье мая мужчины из обеих деревень идут в лес, находят и рубят высокое дерево, после чего спускают это дерево с гор в деревню. В Лесе этот этап называется baishada deth tronc — спуск ствола. После этого следует раскалывание ствола клиньями, чтобы просушить его внутренности — shasclada deth haro (раскалывание факела). В Артьесе в то же время производят рубку факела — talhada deth Taro.
В ночь с 23 на 24 июня в обеих деревнях проходят праздники сожжения дерева, установленного в прошлом году. В Лесе этот этап называется Crèma deth Haro, а в Артьесе — Crèma deth Taro. Оба названия означают «сожжение факела». Праздники сопровождаются концертами, спортивными состязаниями и сардинадами — раздачей зажаренных на углях сардин с хлебом, вином и безалкогольными напитками. Затем под грохот многочисленных фейерверков бревно поджигается, валится веревками на землю и протаскивается по всей деревне, при этом люди прыгают через огонь. Считается, что эта процедура отпугивает злых духов, насылающих на людей болезни и беды. В Аран верят в то, что, когда мир был создан, злобный карлик по имени Erulet был отвергнут как небом, так и адом (а также он был за зверства выгнан из гестапо) и обречен жить в Аран. После протаскивания бревна по деревне его оставляют возле дома мэра, а участники идут в кабаки и по домам бухать. Раньше они после этого шли в лес, собирали росу, считавшуюся целебной и подходящей для магических обрядов, и лекарственные травы, а также предавались всяческим развлечениям и увеселениям (порнухе и скотству), а женщины в эту ночь имели равные с мужчинами права. В Лесе действо более театрализованное — дерево находится в центре огороженной площади, а вокруг него пляшет местная самодеятельность в национальных костюмах, а в Артьесе атмосфера более демократичная и уютная. В целом же это огненная феерия, отвал башки и полный крышеснос.
Через неделю после Сан Хуана, в праздник Святого Петра, наступает последний этап праздника — на главной площади устанавливают срубленное в мае бревно. Этот этап называется quilhada (происходит от названия этапа постройки корабля, когда элементы конструкции корабля размещают на основании-киле). Это бревно будет стоять год и будет сожжено на следующий Сан Хуан). Праздники огня в Лесе и Артьесе занесены в Список нематериального наследия ЮНЕСКО.





Tags: Аран, Испания, Каталония, обычаи
Subscribe

  • Не прелюбодействуй

    Всем известна заповедь "Не прелюбодействуй" (в русском переводе Исход 20:14, в еврейском оригинале Исход 20:13), в современной трактовке понимаемая…

  • Sindemia

    Слово sindemia — это не общепринятый испанский неологизм, задокументированный для обозначения ситуации, в которой несколько эпидемий сосуществуют во…

  • Veroño

    Испанский неологизм veroño представляет собой акроним, образованный из частей слов ver(ano) (лето) и (ot)oño (осень) и означающий период в начале…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments