harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Categories:

Житие святого Ебонтия

Vita et Passio Sancti Ebontii Sarrancolinsis

Святой Ебонтий из Сарранколена (Франция, графство Комменж) (Ebontius (умер 27 июня 1104 г.), также известен как Ebons (гаск.: Ебун), Pontius или Ponce). Предполагается, что имя Ебонтий является искажением имени Понтий. Аквитанец по национальности, он был монахом-бенедиктинцем в лангедокском аббатстве Saint-Pons de Thomières, названным в честь его тезки, Святого Понтия (Pons de Cimiez), замученного императором Валерианом, потом аббатом в монастыре Санта-Фе в Конке (Conques). Священник и историк Louis-Clément de Brugeles (1) в работе "Chroniques ecclésiastiques du diocèse d’Auch" (1746 г.), пишет, что после переезда в Испанию Ебонтий был аббатом монастыря Monastère Saint Victoriain d'Uzanc в Собрарбе. О таком монастыре мне ничего не известно, но в Собрарбе, на одном из склонов горы Peña Montañesa возле Los Molinos, недалеко от города Ainsa, находится монастырь Real Monasterio de San Victorián, построенный в XI веке после переселения в Уэску монахов вестготского монастыря San Martin de Asán (2). Видимо, речь идет именно об этом монастыре. После этого Ебонтий был назначен епископом в Рода д’Изабена (Арагон).

Благодаря помощи епископского архива диоцеза Barbastro-Monzón, мне удалось получить некоторые сведения об испанском периоде жизни этого святого.

В эпоху арагонских королей Санчо Рамиреса I и Педро I большое влияние на наваррско-арагонскую церковь имел французский бенедиктинец аббат Фротар (Frotard), в испанском произношении Фротардо (Frotardo de Thomières), благодаря чьему влиянию арагонский клир пополнился многими выходцами из аббатства Saint-Pons de Thomières, одним из которых был Ебонтий, с которым Фротар познакомился на Соборе в Тулузе в 1068 г.

В 1096 г. обострились противоречия между епископами Урхеля и Роды-Барбастро. Епископы Урхеля давно мечтали присоединить к себе Роду. Пока в Роде сидел очень влиятельный епископ Ramón Dalmacio (1077-1094), урхельским ничего не светило, но после его смерти и смерти наследовавшего ему довольно слабого епископа Lope (1994-1996) они пошли в атаку и предъявили Папе Урбану II поддельное письмо дорамоновского епископа Рода Саломона (Salomón de Roda, был епископом в 1068-1075 годах). После смерти Лопе разбираться с этой предъявой пришлось Ебонтию. Урхельский епископ Odón de Urgell был уверен, что дело уже на мази, но Ебонтий и король Арагона Педро I, с которым он был в хороших отношениях, подсуетились и нашли еще живого Саломона, доживавшего последние дни в монастыре Rivell (он умер в 1097 г.). В ответ на лже-грамоту Одона Ебонтий предъявил настоящее свидетельство монаха и экс-епископа Саломона о том, что он осуществлял полную юрисдикцию над монастырями и церквями между реками Cinca и Noguera Pallaresa, а также от Benasque до замка Benabarre. Атака Одона была отбита, Папа попросил Одона отступиться от Роды "позволить Понтию мирно наслаждаться всем, что у него и его предшественников было", а Ебонтий был назначен епископом Роды "с общим одобрением городского совета, духовенства и народа и, в особенности, короля дона Педро" (López Novoa, Saturnino: (1861) Historia de la muy Noble y muy Leal Ciudad de Barbastro y descripción geográfico histórica de su Diócesi. Barcelona) и уже 13 декабря 1097 г. в этом качестве принимал участие в V Жеронском Соборе под председательством архиепископа Толедо, папского легата Bernardo de Sedirac (также известного как Bernardo de Sauvetat, Bernardo de Cluny и Bernardo de Toledo), которому ассистировали Berenguer Sunifred de Lluçà, епископ Вика и архиепископ Таррагоны (также известный под именем Berenguer de Rosanes), а также Folch de Cardena, епископ Барселоны, и Bernardo Umberto, епископ Жероны. Этот собор был посвящен усилению влияния церкви на мирские дела и вопросам крестовых походов (как раз в это время проходил Первый крестовый поход (1096—1099)).

После этого король Педро I направил Ебонтия, в Рим с просьбой к папе Урбану II о епископском освящении Ебонтия. Помимо этого, он передал Папе уверения короля в преданности Святому престолу. Вероятно, рассуждая о возможной причине этой поездки, можно думать о совместном маневре короля и аббата Frotardo против митрополита Таррагоны, авторитет которого недавно был признан в судебном процессе о мосарабской церкви Уэски. Также король уведомил Папу о намерении освободить от мавров город Барбастро и попросил разрешенить перенести в епископскую кафедру из Роды в Барбастро после его освобождения. После возвращения с папской буллой "Electum vestrum" Ебонтий утвердился в должности, но Одон не переставал капать на мозги Папе, и в апреле 1099 г. таки получил привилегию распространить юридикцию церкви Урхеля, среди прочего, на части территории Ribagorza и Gistáin.

Освобождение Барбастро длилось три года и потребовало больших усилий собранной доном Педро арагонско-каталонской армии, потому что город был окружен мощными укреплениями. Новый Папа Пасхалий II 26 апреля 1100 г. издал буллу "Egregias quondam", в которой он ответил на просьбы короля Педро I и разрешил перенос епископской кафедры в Барбастро. С августа 1100 г. Ебонтий именуется уже не епископом Роды, а епископом Барбастро, и после освобождением Барбастро от мусульман в 1100 г. он во второе воскресенье после Пасхи в 1101 г. освятил мечеть Барбастро в качестве кафедрального собора Святой Марии и святых мучеников Винсента Левита, Корнелия, Стефана, Каликста, Косьмы и Дамиана, и перенес туда епископскую резиденцию. Ему была передана еще одна мечеть, которая была освящена в качестве церкви Святой Фе Аженской (известной также ка Санта Фе). Последий выбор, мне кажется, был навеян памятью о пребывании Ебонтия аббатом одноименного монастыря в Конке. Король Педро I пожаловал собору земли и привилегии. Видимо, также под влиянием Ебонтия, Педро I определил Святую Фе в качестве святой патронессы Арагона, в честь чего Ебонтий предподнес аббату монастырю в Конке Bégon ценные подарки, среди которых были изукрашенный ковчежец для мощей и переносной алтарь.

Утвердившись в Барбастро, Ебонтий несколько раз назначается королем в число арбитров, решающих споры между соседними епископами и подвергающих наказанию провинившихся клириков. Его деятельность в этой ипостаси была одобрена Папой Пасхалием II. В этот период у епископов стали появляться новые обязательства, связанные с вмешательством папства в епархиальные дела и новыми отношениями с Римом — участие в советах, созываемых папскими легатами, обсуждение с Римом литургических или канонических вопросов, в связи с чем Ебонтий отправил соответствующий вопросник кардиналу Альберто де Санта Сабина.

Впервые Ебонтий упоминается в документах 16.08.1097, первое упоминание в документах Роды — 02.05.1098, последнее упоминание в документах Роды — 02.01.1104, последнее упоминание в документах — июнь 1104 г. После его смерти в 1104 г. (согласно Necrologio de Roda (P. Huesca: Teatro, IX, pág. 111) 27 июня (согласно Obituario de la catedral de Pamplona (ed. Ubieto, pág. 19).) епископом Барбастро был назначен Ramón Guillermo (1104-1116?). Louis de Fiancette d'Agos в книге Vie et miracles de Saint Bertrand (1854) сообщает, что Ебонтий умер от тяжелой болезни при возвращении из поездки в Рим к Папе Пасхалию II в городе [Saint-Bertrand-de-]Comminges во время визита к своему другу Bertrand de l’Isle, будущему Святому Бертрану, и по своему желанию похоронен в бенедиктинском монастыре в Сарранколене (3).

В период между 1100 и 1102 гг. епископ Одон и архиепископ Ллейды Antón продолжали силой захватывать некоторые приходы Роды-Барбастро. Эта практика возобновилась при Рамоне, бывшем очень мирным человеком, но Пасхалий II приказал Одону "оставить епископа Барбастро в мирном владении всем, что римские понтифики поручили его епархии". Одон отказался, но был вызван в Рим на правёж и после серьезных разборок согласился вернуть арагонскому епископу церкви, которые он насильно у него вырвал.

Англоязычная католическая онлайн-энциклопедия (и английская Вики) указывает датой его празднования 3 октября, но тут британские ученые очередной раз сели в лужу, так как день святого Ебонтия на самом деле — 12 сентября. Вместе со Святым Петром, Святой Ебонтий считается патроном Сарранколена. Также он является святым патроном города Rebouc. Его культ возник в XIII веке и до сих пор широко отмечается во французской пиренейской долине vallée d’Aure. Традиция празднично отмечать этот день впервые зафиксирована в городе Ilhet в 1307 г. В середине XVIII века этот праздник широко отмечался с организацией скрипичных концертов, и сейчас в этот день также выступают пиренейские музыкальные коллективы. Ему приписывают несколько чудес, среди которых, спасение города от значительного наводнения из-за переполнения реки Neste благодаря его молитвам. Влияние Святого Ебонтия на атмосферные осадки подтвердилось в июне 2017 г., когда после нашего обращения к этому гасконскому святому внезапно прекратился длительный дождь в гасконской долине Val d'Aran, в связи с чем Ебонтия можно считать покровителем горных туристов.

В связи с отсутствием достоверных данных о его канонизации, в 1961 г. Ебонтий был удален из французского литургического календаря, хотя день его празднования 12 сентября упоминается во многих средневековых мартирологах: "Catalogus generalis sanctorum qui in martyrologio rom. non sunt: ex variis" (1625 г.) авторства Filippo Ferrari; "Vollständiges Heiligen-Lexikon oder Lebensgeschichten", Band II, E-H, автор Dr. Stadler, Augsburg, 1861; "Revue de Gascogne, Bulletin mensuel de la Société historique de Gascogne", Tome XI, 1870; "Nova Topographia in martyrologium romanum", Venetiis, MDCIX; "Martyrologium Gallicanum: pars I et pars II", André Du Saussay, Cramoisy, MDCXXXVII). Магистр Paul Guérin (8 марта 1830 — 20 июня 1908), священник, профессор философии, писатель и камерарий папы Льва XIII, в своей изданной в Париже энциклопедии "Les petits Bollandistes vies des saints de l'Ancien et du Nouveau Testament", Tome dix-septième (болландисты — иезуитская католическая конгрегация болландистов, занимающаяся составлением и изданием житий святых) указывает днями поминовения Святого Ебонтия 12 сентября и 3 октября, но здесь явная ошибка, ведущая, вероятно, к уже упомянутому "Martyrologium Gallicanum", который объявляет 3 октября днем поминовения Petronilla, eius corpus, & Pontia filia Virgo Moniales. Здесь речь идет о Петронилле и Понтии, аббаттисах из Aubeterre-sur-Dronne, днем повиновения которых, на самом деле, является 13 июля.

(1) Надо сказать, что Louis-Clément de Brugeles (1679-17??) — тот еще жук. Он родился в Simorre / Gers, получил степень магистра искусств и степень бакалавра богословия в Cahors в 1700, был рукоположен в 1703 г., стал приором сначала в Mazerette, а потом в Sarrancolin, после чего быо обвинен в фальсификации документов о назначении и посажен в тюрьму, где сидел до 1723 г. и написал в это время свои "Церковные хроники епархии Ош", после чего Людовик XV его помиловал, и он стал генеральным викарием аббатства Simorre, кантором и камергером, а в 1746 г. вместе с двумя подельниками обвинен в хищении церковной документации Simorre, которую так и не нашли.

(2) История этого монастыря тоже интересна. Он был воздвигнут при вестготском короле Gesaleico (507-511) на берегу реки Flumen, недалеко от Montearagón (Monte de Aragón). Вскоре его аббатом стал San Victorián (умер в 561 г.), который пытался объединить отшельничество с общинной жизнью путем совмещения уединенных келий с общинным центром. Для участия в XIII Толедском Соборе в Толедо в 683 г., осудившем пытки при допросах, епископ Уэски Gadisclo (известный также как Gudísculo и Gudiselo) направил аббата монастыря Audaberto (также известен как Audeberto), который позже сам стал епископом Уэски. Вообще, в то время этот монастырь был гнездом епископов. Из него вышли Gaudioso de Tarazona, Aquilino de Narbona, Tranquilino de Tarragona и Eufrónimo de Zamora. Во времена мусульманского владычества, монастырь был резиденцией мосарабских епископов. Арабский историк al-Udrí (1003-1085) писал, что el Yabal Aragun (Monte de Aragón) "был знаменитой горой у христиан".Во второй половине десятого века монахи покинули монастырь и укрылись в окрестностях графства Рибагорса, прихватив с собой мощи святого Викториана. Они построили церковь, вокруг которой в XI веке возник бенедиктинский монастырь Святого Викториана в Собрарбе. После клюнийской реформы Санчо Рамиреса в 1071 г. монастырь перешел под непосредственную защиту Святого Престола. Его падение началось в 1571 году, когда его доходы, по решению папы Пия V, были переданы епархии Барбастро. В 1835 г., по декретам министра финансов Испании Хуана Альвареса Мендисабаля, церковные земли, в том числе земли этого монастыря, были конфискованы.

(3) 6 ноября 1911 г. тарбская газета L'Action Pyrénéenne сообщила о том, что на берегу реки Neste в Сарранколине был найден повержденный средневековый ковчежец, некогда, вероятно, содержавший мощи Святого Ебонтия. Городская община отказалась выделять деньги на реставрацию, в связи с чем ковчежец отправили в Париж, а газета обвинила членов горсовета в том, что они являются наследниками бандитов Революции, лишивших Францию исторического и культурного достояния, а также поют с голоса евреев, американцев и востока (?). Газета сообщила, что горсовет предложил продать реликвию за 35 тысяч франков и просадить деньги на памятники и подобную пафосную фигню. Было также высказано подозрение, что в процессе путешествия реликвии в Париж она пропадет и окажется во дворце обрезанного или торговца соленой свининой. "Демократия — известная школа слабоумия и хамства!" — констатирует газета. Указания на восток и соленую свинину позволяют предположить, что здесь содержится намек на Украину, но мне пока не удалось обнаружить каких-либо других следов деятельности украинской мафии в это время в этом месте. Если она и имела место, то, скорее всего, была связана с добычей мрамора из сарранколенского карьера, который издавна пользовался и продолжает пользоваться большим спросом и был использован как Микеланджело в Риме, так и для постройки Малого Трианона в Версале, Парижской Оперы Гарнье, множества отелей и замков Луары.

Икона с изображением Святого Ебонтия в церкви в Сарранколене (автор изображения — лурдский художник Jean-Luc Théallet):

Tags: Арагон, Гасконь, Жития святых, Испания, Франция, религия
Subscribe

  • Azogue

    Испанское слово azogue имеет два значения — "ртуть" и "рыночная (торговая) площадь в деревне". Что же общего между ртутью и рынком? А ничего. Это…

  • Не прелюбодействуй

    Всем известна заповедь "Не прелюбодействуй" (в русском переводе Исход 20:14, в еврейском оригинале Исход 20:13), в современной трактовке понимаемая…

  • Sindemia

    Слово sindemia — это не общепринятый испанский неологизм, задокументированный для обозначения ситуации, в которой несколько эпидемий сосуществуют во…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments