harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Petrangola

Петрангола — игра в итальянские карты, распространенная в Марке и Романье. В Marche играют пьяченской колодой, а в Romagna — романьольской. Тот факт, что в петранголу можно играть с большим количеством игроков, делает ее очень ценной в дни праздников, особенно рождественских, когда в доме собираются большие компании родственников и знакомых. Традиционно играют колодой из 40 карт, а если количество игроков превышает 24, то играют двумя и даже тремя колодами. Петрангола может объявляться в разных раундах. В действительности, важно не выиграть их, а не проиграть. После проигрыша трех раундов игрок выбывает, а число игроков постепенно сокращается до двух в Романье и до четырех в Марке.

Подсчет очков

Стоимость отдельных карт
Тузы: 11 пунктов
Фигуры (пажи, кони (рыцари) и короли): 10 пунктов
Карты от двойки до семерки: количество очков соответствует номеру карты

Стоимость комбинаций карт
Стоимость комбинаций карт оценивается следующим образом:
Если имеются три карты разной масти и разного достоинства, то стоимость этого набора равна стоимости самой старшей карты;
Если имеются две карты одной масти, то складываются их стоимости. Если же третья карта другой масти стоит дороже суммы двух первых, то учитывается ее значение;
Если три карты одной масти не образуют лестницу, то складываются их стоимости;
Если три карты одной масти образуют лестницу, то эта комбинация называется petrangola и является самой старшей;
Три карты разных мастей, но одного достоинства (например, три семерки, три короля, три туза) также образуют петранголу.

Между различными петранголами имеется следующая иерархия:
Максимальное значение — три туза (tre assi) — петрангола, образованная тремя тузами;
Более низкое значение — петрангола, образованная картами, составляющими лестницу (например, тройка, четверка и пятерка палиц);
Между петранголами, состоящими из лестничных карт, выше ценятся те, которые состоят из более ценных карт (например, петрангола, состоящая из пажа, коня и короля, ценится больше, чем петрангола, состоящая из шестерки, семерки и пажа);
Минимальное значение — петрангола, состоящая из трех карт одного достоинства (три семерки, три коня);
Из петрангол, состоящих из карт одного достоинства, выше ценится та, которая состоит из карт большего достоинства (например, петрангола из трех королей стоит больше петранголы из трех шестерок);
Если образовано несколько петрангол одной стоимости, то проигрывает тот, кто образовал ее последним.
Если, при большом количестве игроков и игре больше, чем двумя колодами, образуется большое количество одинаковых петрангол, то преимущество имеет «petranguló» — петрангола, образованная из трех карт одного достоинства масти мечей.

Игра

Цель игры
Это игра на выбывание. Целью каждого раунда является набрать как можно большее количество очков, заменяя по одной своей карте на карту из колоды («горы»). Игрок должен не выиграть раунд, а не проиграть его и не вылететь из игры. Игрок, проигравший три раунда, выбывает из игры. Конечной целью является пройти всю игру без выбывания, и тем самым ее выиграть.

Начало игры
Перед началом игры каждый игрок должен купить три значка (они называются марками или жизнями) по фиксированной стоимости, представленные, как правило, зернами фасоли или чечевицы. Они образуют приз («posta») победителя. Эти три значка помещаются на столе перед каждым игроком.
Раздающий раздает по три карты против часовой стрелки, начиная с сидящего справа игрока, а остальные карты кладет посередине стола лицом вниз. Они называются «гора». Игру начинает игрок, сидящий справа от сдающего. Каждый игрок может сменить одну две или три свои карты на карты из горы, чтобы увеличить стоимость своих карт.

Игровой термин «bussata» (стук)
Игра продолжается, а игроки меняют свои карты до тех пор, пока кто-нибудь, довольный своими картами, ничего не меняет, а говорит «Busso!» (стучу!) и стучит костяшками пальцев по столу. С этого момента игра может быть продолжена, но только до того момента, пока не сменит карты игрок, сидящий слева от постучавшего. Говорят: «il gioco muore con...» (игра умирает с…) и называют имя того игрока, который последний имеет право сменить карты.
Если игрок, который стучит, имеет на руках петранголу, то он должен объявить об этом и выложить ее на стол в открытом виде. В противном случае он держит карты в руке.
После того, как сыграл игрок слева от постучавшего, круг заканчивается. В этот момент все игроки кладут карты на стол и подсчитывают их значение. Тот, у кого наименьшая стоимость карт, говорит, что он «падает» (casca), и тем самым теряет марку. С этого момента он «dalle due» (при двоих), что означает, что у него только две марки, а не три. Следует опять подчеркнуть, что целью петранголы является не столько получить самый высокий результат, сколько не получить самый низкий.

Игровой термин «cambio camicia» («меняю рубашку»)
Когда игрок меняет все три свои карты на карты из «горы», это называется «сменой рубашки». Это действие по своему значению равно «стуку» и означает, что игра закончится (говорят: «il gioco muore» — игра умирает) после действия игрока, сидящего слева от «сменившего рубашку».

Раздающий, после раздачи карт и перед помещением карт «горы» в центр стола, должен, не показывая «гору» другим игрокам и сам не смотря на нее, решить, что сделать:
Положить карты «горы» на стол и сказать: «Sto!» (первое лицо единственное число от глагола «stare» — чувствовать себя, подходить, годиться, делать какое-то действие), означающее нечто, вроде «Заебись!» и являющееся командой, чтобы все заеблось, т.е., чтобы игра началась нормальным образом с игрока, сидящего справа от сдающего;
Заменить все три свои карты на карты из «горы» втемную, объявив при этом «cambio camicia!» (меняю рубашку!). В этом случае его действие равносильно стуку, а игра закончится (умрет) с ходом игрока, сидящего слева от раздающего. В этом случае короткой игры она производится, в виде исключения, при открытых картах.

Продолжение игры
Второй раунд игры и все последующие проходят так же, как и первый. В конце каждого раунда определяется игрок, который набирает меньше всех очков и «падает». Те игроки, у которых еще сохранились три марки, называются «dalle tre» (при трех). С течением игры некоторые игроки «падают» сначала три раза и остаются только с одной маркой, а потом «падают» третий раз и «умирают» (muoiono), что означает, что они должны выйти их игры.
Сделать петранголу (fatto petrangola) не уберегает от «падения», так как другие игроки тоже могут сделать петранголу, и тогда начинается спор между петранголами. Тот, чья петрангола имеет наименьшую стоимость, «падает». Это называется «caduto con una petrangola» (упал с петранголой).
Тот, кто собрал "i tre assi" («три туза», петрангола, состоящая из трех тузов) , получает дополнительную «марку». Это единственный случай в этой игре, когда награждается наивысший результат.
Может случиться так, что наименьшее значение встретится у нескольких игроков. В этом случае все они выходят из игры и говорят: «cadono in due» (упали вдвоем) или «in tre» (втроем), и т.д.
Когда игрок падает несколько раз подряд, говорят, что он «ha preso la "bisciòla"» («ухватил змею» — на анконском диалекте la bisciòla означает la biscia d'acqua, водяной уж).

Возвращение в игру
Игрок, который потерял все свои марки и «умер», то есть, вылетел из игры, может в нее вернутся при желании. Это называется «riaddottorarsi» (снова получить докторскую степень) или «rinvivire» (снова ожить) и возможно при следующих условиях:
Он должен снова заплатить свой взнос;
Он покупает столько марок, сколько имеется на руках у игрока, который в данный момент имеет меньше всех.
В связи с этим имеются три случая:
Игрок «оживает при трех» (rinvivisce delle tre), если возвращается в игру, в которой все оставшиеся игроки сохранили по три свои «марки»;
Игрок «оживает при двух» (rinvivisce delle due), ), если возвращается в игру, в которой имеется хотя бы один игрок, который остался только с двумя марками;
Игрок «оживает при одной» (rinvivisce delle una), ), если возвращается в игру, в которой имеется хотя бы один игрок, который остался только с одной маркой;.
Если иное не было оговорено перед началом игры, вернуться в не можно только один раз. Это зависит от желания игроков, как долго должна продлиться игра, и насколько они желают увеличения окончательного приза.

Окончание игры
С течением очередных исключений игроков игра приходит к моменту, когда в ней остаются только два игрока, и тогда последний раунд между ними определяет победителя.

Стратегия игры
Опытные игроки стараются избежать вылета не только путем накопления большего количества очков, но и путем создания неблагоприятных условий соперникам. Такая стратегия называется «arruotare» (наезжать), в смысле «положить кого-то под колеса» (на диалекте: rotà). Это возможно при разгадке намерений противника, тогда действия направлены на то, чтобы помешать ему добиться цели. Например, вы видите, что противник собирает кубки, и перехватываете туза кубков, чтобы он не смог собрать хорошую комбинацию.

Этимология
Этимология названия неясная. Некоторые исследователи предполагают, что слово petrangola происходит от латинского выражения «per tres agon» — «борьба за три вещи» (троеборье?). Действительно, в этой игре число «три» встречается повсеместно — три карты у игрока, три марки (фишки), самый большой выигрыш достигается при трех тузах. Если эта этимология верная, то происхождение игры должно быть очень старым. Следует учесть и заявление стучащего игрока «busso!», используемое со времен Средневековья.

Интересные факты
Как уже говорилось, петрангола их трех тузов является высшим результатом и приносит дополнительную марку. Есть суеверие, что, если при этом использован туз монет, то это принесет несчастье — игрок вскоре потеряет не только эту заработанную марку, но и свои другие. Поэтому туз монет называют «la frittata» — омлет. Слово frittata является синонимом неудачи, испорченных вещей, разбития хрупких предметов — это связано с тем, что, чтобы приготовить омлет, нужно разбить яйца (Per fare la frittata bisogna rompere le uova). Здесь, возможно, также отсылка к омлетообразному рисунку на карте.

Когда в петранголу играет много людей, особенно на праздники, то не говорят «играем в петранголу» (giochiamo a petrangola), а используют выражение «facciamo una «petrangolata»» (делаем петранголату).
Tags: Италия, игры, куннилингвус
Subscribe

  • Sindemia

    Слово sindemia — это не общепринятый испанский неологизм, задокументированный для обозначения ситуации, в которой несколько эпидемий сосуществуют во…

  • Veroño

    Испанский неологизм veroño представляет собой акроним, образованный из частей слов ver(ano) (лето) и (ot)oño (осень) и означающий период в начале…

  • To carry the can

    Английское выражение "to carry the can", дословно означающее "носить канистру", является идиоматическим выражением, означающим "становиться козлом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments