harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Горные божества, гиганты и карлики Пиренеев

Гномы
Пиренейские гномы очень редко, за исключением баскских lamiñak, живут сообществами. Чаще всего это отдельные особи, играющими роль гоблинов или домашних гениев. У многих из них перепонки между пальцами или собачьи ноги. Беарнский truffandèc («шутник») любит прятать в домах предметы. Большинство из них балуют ночью, например, раздражают скот в конюшнях, заплетают гривы лошадям и т. п., наподобие гораздо более злобных драков. В Арагоне и Каталонии многочисленны гномы minairons. В долине Валь-д'Аран живет злой дух по имени Erulet, который при создании мира не был принят ни на небесах, ни в аду, и поэтому решил поселиться в Валь-д'Аран.

Silbán
Несмотря на сходство имени с Сильваном, божеством-опекуном или духом лесных деревьев и плантаций из римской мифологии, этот самый известный арагонский великан, живущий в Собрарбе в дольмене Tella, является не защитником, а грозным разбойником. Он злобен, грязен и вонюч, вор и насильник. Однажды он влюбился в молодую крестьянку, похитил ее и утащил в свой мрачный дом, соединяющийся с адом, но девушка сбежала от него, навсегда разбив сердце великана и погрузив его в печаль. Да уж, бабы это могут!

Tantugou

Персонаж из пиренейской мифологии, живущий в долинах графства Comminges недалеко от Luchon (Haute-Garonne): в долинах Larboust, Oueil, Aure и Louron. Тантюгу появляется в виде высокого бородатого старика, одетый в тунику с капюшоном, иногда с животными шкурами и вооруженный дубиной, подобно его арагонскому эквиваленту Сильвану. Он обеспечивает устойчивость пастушеской и сельскохозяйственной жизни, наблюдает за посевами и стадами, иногда спит на скале недалеко от них, преследуя воров или хищников любого рода. Он знает все секреты природы. Это, таким образом, один из воплощений римского Сильвана. Он также ассоциируется с галльским богом Sucellos. Тантюгу редко показывается людям, которые его уважают и боятся, хотя нет доказательств жестокости с его стороны. Тем не менее эволюция традиции сделала его пугающим, чтобы угрожать детям. В долине Aube Тантюгу бродил по озерам Nère, чтобы схватить, отнести их в свою пещеру и сожрать пришедших ловить рыбу детей. Еще в конце XIX века были зафиксированы многие рассказы о встречах крестьян с Тантюгу.

Basajaun и basa

Если Тантюгу иногда появляется в образе респектабельного старика, то другие ближе к дикому человеку, промежуточнуму существу между человеком и животным, покрытому волосами. Такими являются баскский Basajaun («лесной хозяин») и его жена Basa. Basajaun все еще сохраняет двусмысленный, защитный, но тревожный характер, во всяком случае, за пределами христианского мира. Басайон не всегда представляется гигантом, иногда он может иметь сравнимый с человеком рост, и не исключено, что легенды о нем и других похожих существах могли быть навеяны встречами с выжившими в малодоступных местах Пиренеев неандертальцами.

Jentilak и Olentzero

Это раса гигантов в стране басков (единственное число — jentil, от латинского gentilis, которым обозначают дохристианские цивидлизации или просто чужие народы, подобно еврейскому слову гоим, "народы", под которыми подразумеваются все чужие нееврейские народы). Баски считали, что это джентилак построили мегалитические памятники. Они достигали 3,5 в в высоту и весили более 700 кг.
Считалось, что джентилак жили рядом с баскскими людьми. Они были волосатые и такие высокие, что они ходить в море, и бросали камни с одной горы на другую. Это метание камня привело к нескольким сказкам и объяснениям для древних каменных зданий и больших изолированных скал. Этим камнеметателям приписывают даже баскскую игру в мяч — пелоту. Эта традиция живет в баскских спортивных играх подъема и метания камней. Некоторые приписывали джентилам поражение Роланда в битве в Ронсевальском ущелье, где баски победили франкскую армию, бросая на них камни. Считалось, что гиганты создали неолитические памятники, такие как дольмены.
Говорят, что они также изобрели металлургию и пилу, а еще выращивали пшеницу, обучая людей сельскому хозяйству. Однако они не захотели переезжать с гор в долины и развиваться. Они исчезли на земле под дольменом в долине Arratzaren в Наварре после того, как появилось необыкновенное светящееся облако. Возможно, это была звезда, возвестившая о рождении Христа (Kixmi — баск. обезьяна) и о конце эпохи дженентилак. Другие истории говорят, что дженентилак бросились с горы. Остался только гигант Olentzero, который появляется на Рождество и воспроизводится в виде соломенных кукол.
В стране Басков много относящихся к языческим временам мест, названия которых связаны с джентилак. Так, дольмены называются jentilarri или jentiletxe, кромлехи (harrespil) называются jentilbaratz, пещеры могут называться jentilzulo или jentilkoba.

Циклопы
В разных местах Пиренеев встречаются рассказы о циклопах. В Гасконских Пиренеях их называют bécut, в Арьежи (как и в Альпах) — ulhart, в Стране Басков циклопов зовут Tartaro, Tarto, Tartare и Antxo. Темы рассказов о них схожи с легендами об Улисе и циклопе Полифеме — в них дети или солдаты хитростью одолевают сильного и жестокого, но глупого гиганта.

Roland
Много мест связаны с Роландом, племянником Карла Великого, родившегося в 734 году и погибшего в 778 году во время битвы в Roncevaux (Страна Басков) против сарацин (по легенде) или баскских пастухов (на самом деле), которого народные поверья представляют великаном. Brèche de Roland (Брешь Роланда), пробитая в горе вершине цирка Gavernie брошенным им мечом-Дюрандалью). Продырявленный камень pas de Roland недалеко от деревни Itxassou, отверстие в котором, по разным рассказам, либо проделала лошадь Роланда копытом, либо сам Роланд мечом. Скальная формация Salto de Roldan (saut de Roland) — Прыжок Роланда — в Арагоне на горе Peña de San Miguel (ou Peña de Sen) возле реки Flumen в национальном парке Parc naturel de la Sierra et des gorges de Guara, где, по легенде, спасающийся от врагов Роланд перепрыгнул бездну на своей лошади, оставившей следы копыт на скале. Показывают также следы его рук, ног и коленей.

Буки
Многие гиганты играют роль бук, которыми ругают непослушных детей. Таковы каталонские гиганты Pla Falgars и Pare gegant.

Gargantua
В Пиренеях есть только одно место, связанное с великаном Гаргантюа — холм Estron de Lafitole (срань Лафитоля), на котором расположен город Lafitole, связывают с проходом здесь Гаргантюа.

El Home grandizo
Древний бог, в незапамятные времена покровительствовавший пастухам, живет в арагонской долине Bal d’Oncera. Раз в год, на Святую неделю, он спускается с гор, вооруженный дубиной и сопровождаемый медведем, смотрит на людей убеждается в том, что они сошли с ума, и возвращается в горы.

Los gigantes de Tarazona
В пещере возле деревни Los Fayos (Zaragoza), недалеко от Soria, некогда жил великан Caco со своей сестрой-близнецом. Там они хранили похищенные у людей вещи, а также скот, которым они питались. Рассказывают. Что однажды к ним пришел в гости великан Pierre, живший в Soria, и они устроили грандиозную многочасовую попойку, после которой отправились на охоту. Пьерре убил льва, а Како — корову. По дороге они встретили еще одного великана по имени Sansón, с которым они вернулись в Тарасону и продолжили гулянку.

Netú (Aneto)
Эта самая высокая вершина Пиренеев (3,404) тоже связана с великанами. Согласно одной из легенд, на этой горе жил старик Atland, бывший то ли паломником, то ли беглым солдатом. Он был известен как «el encantador de las cumbres», «волшебник вершин» и был убит великаном Netú, которого боги за это превратили в камень. Также об Атланде упоминают как о слуге богов, и, хотя об этом нет достоверных данных, но факт мести богов за него сам по себе является косвенной уликой. В имени Атланд можно увидеть связь с титаном Атлантом из греческой мифологии.
По другой легенде, Атланд был паломником, очень любимым людьми этих мест за его доброту и приветливость. Однажды он поднялся на гору и, умирая от голода и жажды, попросил Нету, чтобы тот дал ему какой-нибудь еды. Когда великан отказался, паломник заявил: «Твое сердце, как камень, и я надеюсь, что ты в него и превратишься». И случилось так, что в то ж мгновенье великан окаменел и превратился в гору Ането.

El gigante de Sallent
В отличие от других арагонских великанов, об этом имеется гораздо больше достоверных сведений. Его звали Fermín Urrudi Urieta, и он родился 5 июля 1870 г. в маленьком городке Sallent de Gállego (Huesca). Он знаменит своим ростом 2,29 м, и его демонстрировали на выставках в Берлине и Париже, в Вене, Нью-Йорке, Мадриде, Кубе и Сарагосе. Он очень любил охоту, и говорят, что он однажды убил медведя голыми руками. Он женился на парижанке Louis Carle Dupuis и умер 4 мая 1913 г. в возрасте 43 лет. В его честь названа длинная улица вдоль реки в его родном городе.
Tags: Арагон, Беарн, Гасконь, Испания, Каталония, Лангедок, Окситания, Страна басков, Франция, куннилингвус, мифология Пиренеев, религия, фольклор
Subscribe

  • Marauña

    Marauña, также Mariuña или Maruña — живущая в колодцах Кастилии-Ла-Манчи уродливая злобная женщина с длинными безобразными ногтями, которые…

  • La Pejiguera

    Испанское слово pejiguera означает "канитель, тягомотина", но так также зовут злобную и завистливую ла-манчскую ведьму La Pejiguera, которая своими…

  • Рога тревожно загудели

    Рога тревожно загудели, Враги валят густой толпой, А молодого инфансона Несут с пробитой головой.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments