harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Categories:

Trentren Vilu и Caicai Vilu

Легенда о Trentren Vilu и Caicai Vilu (на языке мапуче: Trengtreng Filu и Kaykay Filu) — это миф индейцев мапуче о потопе, рассказывающий историю жестокой битвы между двумя мифическими змеями, Трентреном-Вилу (trentren — "связанный с землей", vilu — "змея") и Кайкаем-Вилу (Caicai — "относится к воде", vilu — "змея"). Он объясняет формирование географии юга Чили. Оба являются могущественными существами в форме мифических змей (filu на языке мапуче). Кайкай Вилу — это "морская змея", доминирующая над морем и всем, что с ним связано, а Трентрен-Вилу — это "сухопутная змея", доминирующая над землей и ее вулканами. Кайкай был бы наполовину змеей и наполовину рыбой, а Трентрен был гигантской змеей.

Традиция мапуче гласит, что в древние времена территория нынешнего острова Чилоэ была плоской равниной, полностью связанной с континентальной территорией Чили. Однажды чудовищная змея, Caicai Vilu, появилась и затопила низменности, долины и горы, затопив всю флору и фауну. Безотлагательно Трентрен Вилу начал противостояние со своим врагом, подняв землю и защитив ее жителей от катастрофы. Битва продолжалась долгое время. Трентрен Вилу одержал победу дорогой ценой — он выиграл битву, но не смог вернуть землю в ее первобытное состояние, оставив ее в расчлененном виде, каким она все еще остается и сегодня. В конце боевых действий Кайкай Вилу оставил царем, представителем и владельцем всех морей Миллалобо, который был зачат во время великого потопа, когда морской лев спас тонущую женщину от утопления.

В окрестностях каждой общины индейцев-мапуче есть холм, называемый Trengtreng, то есть место, где жила земная змея и где земная жизнь укрывалась во время катаклизма. Согласно легендам, эти две змеи изначально были детьми самых могущественных духов-пилланов, которые в наказание были бы превращены в этих существ. Таким образом, сын Перипиллана превратился в огромную змею, которая стала Кайкаем, а сын Анту превратился в огромную змею, которая стала Трентреном. Обе змеи стали врагами, так же как были врагами Анту и Перипиллан. Кайкай был бы послан жить в море, чтобы заботиться о нем и помогать духу Ngen-ko, а Трентрен был послан жить на земле, чтобы заботиться о ней и помогать духу Ngen и людям. Так эти две змеи используются как инструмент, посредством которого также исполняется воля древних духов мапуче.

Говорят, что однажды Кайкай проснулся в плохом настроении и пришел в ярость из-за недостаточной благодарности людей за все, что дается им морем, и ударил по воде своим рыбьим хвостом. Этим он начал великий катаклизм, из-за которого на всей земле начался потоп, так как он захотел наказать людей и включить всю землю в свои владения. Caicai приказал, чтобы воды затопили долины и холмы, и привели всех жителей на дно моря. Когда Трентрен увидел, что жители и животные пришли в отчаяние, и что люди призвали его, и согласно приказам его отца, именно он должен был предоставить им мудрость и защиту, он решил помочь людям. Таким образом он помог обитателям и животным сбежать, подняв их на спину и отнеся на холмы, а тех, кто был пойман в ловушку у воды, он превратил в птиц, в рыб и морских млекопитающих (от одного из них произошли дельфины cahuelche), а тех, кто утонул, — в sumpall (русалок и тритонов). Когда море продолжило наступать, Трентрен приказал холмам вырасти, чтобы противостоять силе Кайкая. Разозлившись, Кайкай вступил с Трентреном в длительную титаническую битву, пока обе змеи не устали, и Кайкай частично потерпел поражение, не затопив всю землю, однако воды не вернулись полностью на старый уровень, а Чили получила свою нынешнюю географию.

Впоследствии, согласно чилотской традиции, Кайкай остановился на той части земли, которую ему удалось затопить, и делегировал свои функции, относящиеся к морю, великому Миллалобо. После катаклизма каждый жил спокойной жизнью; пока однажды Трентрен не разозлился из-за отношения к нему людей, и заставил извергаться все вулканы, из-за чего население должно было переместиться в более безопасные места. С этого момента Трентрен продолжает проявлять себя через подземные толчки, землетрясения и извержения вулканов, в то время как Кайкай вызывает приливные волны и наводнения, когда он восстает в середине своего сна.

Один из вариант мифа говорит о том, Кайкай разозлился на людей из-за того, что одна девушка отвергла его сына Трауко. Некоторые индейцы уилличе на Чилоэ говорят, что битва возникла в результате того, что дочь Трауко отказала пиллану Перипиллану, поэтому его сын решил отомстить. Более поздние версии мифа также часто описывают змей Трентрена Вилу и Кайкая Вилу как женских духов. В Аргентине существуют другие более поздние версии мифа, которые изменяют первоначальных родителей обеих мифических змей, указывая, что они были братьями и / или детьми богов Nguenechèn (Ngenechén) и Kushe (Kuyén Kushe).
Tags: mitología chilota, Латинская Америка, религия, фольклор
Subscribe

  • To carry the can

    Английское выражение "to carry the can", дословно означающее "носить канистру", является идиоматическим выражением, означающим "становиться козлом…

  • Pagar o pato

    Pagar o pato (оплатить утку, заплатить за утку) — популярное португальское выражение, означающее "взять на себя вину за что-то" или "понести…

  • Buñuelos de zapallo y camotes

    Известны перуанские кольцеобразные пончики picarones, жареные во фритюре и подаваемые с сиропом из брикетированного тростникового сахара chancaca (от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments