harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Categories:

Xtabay

La Xtabay — это миф юкатанских индейцев-майя о демонической женщине Xtabay (произносится Эштабай), сверхъестественной роковой женщине, которая охотится на мужчин на полуострове Юкатан. Говорят, что она живет в лесу и заманивае мужчин на смерть своей несравненной красотой. У нее красивые блестящие черные волосы, спускающиеся до щиколоток, и она носит белое платье. Одна из наиболее распространенных версий мифа взята из книги "Diez Leyendas Mayas" (1998), написанной Jesus Azcorra Alejos.

Термин "Xtab" использовался для обозначения древней богини майя Ixtab, богини самоубийства через повешение или виселиц. Согласно "Lexicon of the Maya Language" Переса, женские приставки "tab", "taab" и "tabil" переводятся как "веревка, предназначенная для исключительного использования". Ixtab считалась доброжелательной богиней, которая действовала как психопомп к тому, кто повесился, ведя их в рай, поскольку самоубийство считалось достойным способом умереть.

Легенда об Xtabay
Две одинаково красивые женщины, Xkeban и Utz-colel, жили в деревне или пуэбло на полуострове Юкатан. Иногда женщин называют сестрами. Жители деревни плохо относились к Xkeban из-за ее распутного поведения, в то время как Utz-colel считалась добродетельной за то, что оставалась целомудренной. Жители деревни планировали изгнать Xkeban, но потом они решили позволить ей остаться, чтобы еще больше унижать ее. Несмотря на жестокое обращение, Xkeban заботилась о бедных, больных и нуждающихся животных. В отличие от Xkeban, Utz-colel была бессердечной и считала, что она выше тех, кто ее окружал, особенно тех, кто находился ниже ее в социальном плане. Горожане обожали Utz-colel за ее целомудрие и не обращали внимания на ее жестокость.

Через несколько дней после смерти Xkeban горожане обнаружили ее тело, охраняемое животными и окруженное ароматными цветами. Бездомные и бедняки, которым Xkeban помогала при жизни, устроили для нее похороны, и вскоре после этого вокруг ее могилы вырос таинственный сладко пахнущий цветок, поскольку Xkeban превратилась в ипомею, называемую на языке майя xtabentún (Ipomoea corymbosa (Convolvulaceae), ипомея семейства вьюнковые). Xtabentún - это слабая, карабкающаяся винная лоза, которая простирается через живые изгороди, ароматизируя воздух гирляндами нежных белых цветов-колокольчиков, и говорят, что причина, по которой она ищет такого убежища, в том, что она беззащитна (у нее нет шипов) — так же, как Xkeban чувствовала себя беззащитной, когда была человеком. Этот цветок используется для изготовления одноименного ликера. Ipomoea corymbosa также была одним из самых известных энтеогенов ацтеков, которые знали это растение под названием coaxihuitl на языке Nahuatl, а его психоактивные семена — ololiúqui ("круглые предметы"). и по сей день семена все еще используются, чтобы вызвать лечебный транс в лечебных ритуалах, проводимых сапотеками.

Utz-colel надменно полагала, что ее мертвое тело будет пахнуть лучше, чем тело Xkeban из-за ее чистоты, однако ее мертвое тело имело невыносимый запах. Все жители уэбло собрались на ее похороны, и они возложили цветы вокруг ее могилы, которая исчезла на следующий день. Utz-colel стала зловонным цветком кактуса Tzacam (Mammillaria columbiana ssp. Yucatanensis или Mammillaria heyderi ssp. Gaumeri). Utz-colel молилась злым духам, которые исполнили ее желание снова стать женщиной, чтобы она тоже могла стать прекрасным цветком после смерти, но, неспособная любить и движимая только ревностью и гневом, вместо этого она стала демоном Xtabay, внешне красивая женщина, но внутренне жестокая и хищная сердцем.

Современная легенда
Хтабай, как говорят, носит белое платье, у нее большие черные глаза и длинные черные волосы до щиколоток, которые она использует, чтобы привлекать мужчин, которые выходят поздно ночью. Она ждет за деревом ceiba (священным деревом в культуре майя) и, как говорят, причесывает волосы шипами кактуса Tzacam. Она заманивает мужчин глубоко в лес, чтобы они заблудились, и дезориентирует их перед тем, как заняться с ними сексом. После секса Xtabay превращается в ядовитую змею и пожирает их. В других версиях мифа Xtabay может появиться в любой форме или в любом месте, которое она выберет, чтобы заманить человека на его гибель. Xtabay будет подстерегать под деревом, чтобы соблазнить свою жертву, прежде чем сбросить ее в колодец или со скалы и, наконец, вырвать ей сердце.

Ликер Xtabentún
Xtabentún — анисовый ликер, производимый в мексиканском регионе Юкатан из семян аниса и ферментированного меда, производимого медоносными пчелами из нектара цветов xtabentún. Затем к смеси аниса и меда добавляют ром. Из-за содержания рома ликер xtabentún иногда называют "дистиллированным медовым" напитком, что вводит в заблуждение, потому что медовый спирт является ферментированным, а не дистиллированным. Тем не менее, это спиртосодержащий напиток, поскольку в него добавляют ром, дистиллированный продукт.

Xtabentún может происходить от balché, церемониального напитка, производимого майя. Сильный вкус не понравился испанским конкистадорам, поэтому они ввели анис и убрали кору дерева и кукурузу. Слово xtabentún означает "виноградная лоза, растущая на камне" на языке майя. Он относится к рождественской лозе (Turbina corymbosa), разновидности ипомеи, семена которой содержат эргин и обладают галлюциногенными свойствами. Это побудило этноботаника Джонатана Отта предположить, что balché также мог обладать энтеогенными качествами, хотя это еще не доказано. Древние майя, вероятно, пользовались опьяняющими эффектами подобного напитка, вызывая визионерские состояния и состояния транса.

В наши дни мужчины, которые знают эту историю, пробуя X’tabentun, говорят, что он такой сладкий и опьяняющий, как и должна была быть любовь к Xtabay. Обычно его подают в холодном виде или со льдом и медом. Его пьют из небольшого стакана, на дне которого может быть кофейное зерно. Его также можно подавать с кофе или с одной порцией текилы и равной частью xtabentún, создавая напиток под названием "Mayan coffee". Если добавить половину лайма, получится "Maya margarita". Смешанный с вином, он называется olhombre, что в переводе с языка юкатек означает "столкновение" (Màaya t'àan). Те, кто разбирается в юкатекской гастрономии, настоятельно рекомендуют стакан холодного ароматного напитка в качестве идеального завершения юкатекской трапезы из лаймового супа и тако из жареного молочного поросенка — Cochinita Pibil.
Tags: Латинская Америка, бухло, кулинария, куннилингвус, теология, фольклор
Subscribe

  • Артемизинин

    Недавно ученые подтвердили, что экстракт полыни (действующее вещество — артемизинин) лечит ковид, а мы давно предположили, что антималярийные…

  • Тимьянова уха — наш ответ Ивану Крылову

    Ингредиенты: Тимьян; рыба; мясной бульон; картофель; лавровый лист; соль; черный перец; опционально: зеленый горошек; набор китайских овощей;…

  • Impfung macht frei

    Новый лозунг современности: Impfung macht frei (Прививка делает свободным)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments