harald_halti (harald_halti) wrote,
harald_halti
harald_halti

Category:

Nuberu

Los nuberos/us, nubleros, ñuberus, nubeiros или renuveros — персонажи, присутствующие в мифологии Астурии, Кантабрии, Галисии и Северной Кастилии, которым приписывается способность управлять погодой, особенно облаками и дождями. Их обычно считают злыми существами. Их внешний вид варьируется в зависимости от региона, но они почти всегда описываются как антропоморфные существа, пожилые, чрезвычайно уродливые, с темным цветом лица, с большими ртами и ушами и густой бородой. Их запавшие глаза светятся красными углями. Обычно они носят меховой костюм и широкополую черную шляпу. Имеется большое сходство между нуберо и Entiznáu из мифологии Эстремадуры, хотя последний отличается от нуберу своими огромными размерами. Nuberu (в Астурии и Кантабрии), Nubero (в Кастилии) или Nubeiro (в Галисии) дословно означает "Повелитель (или житель) облаков". В астурийской мифологии Nuberu (также известный в Западной Астурии как Reñubeiru или Xuan Cabritu), является божеством туч и бурь.

В одних историях он — личность, в других — это вид карликовых существ, способных управлять погодой. Иногда его изображают в виде человека с густой бородой, в козьей шкуре и в большой шляпе. Их внешний вид меняется от региона к региону, но обычно они пожилые, крылатые, смуглые и ужасно уродливые. Когда он воспринимается как единое целое, Нуберу одевается в темные шкуры и кожу, путешествует в колеснице, запряженной волками, и носит повязку, закрывающую поврежденный или отсутствующий глаз. Он или они могут быть ужасно жестокими по отношению к людям, портить поля и пастбища, хотя он также может быть очень добр к тем, кто помогал ему раньше. В мифе говорится, что он живет в городе Орито в Египте. Фольклористы думают, что Нуберу — это астурийский остаток древнего кельтского бога грома Тараниса, который также правил небесами и которому поклонялись в Астурии до средневековья. Другие фольклористы связывают Нуберу либо с Тором, либо с Донаром, либо даже с Одином, поскольку оба они хитры и лишены глаза. Другие фольклористы, такие как Аурелио дель Льяно, защищают финикийские корни этой традиции.

Астурийская традиция
В Астурии о нем обычно думают как о единой магической сущности, получившей разные имена. Он представлен как высокий мужчина (по мнению Aurelio del Llano, но не других) с пожилой внешностью, с сероватой бородой, широким ртом, темной одеждой (обычно сделанной из меха) и большой остроконечной шляпой с широкими полями. Он считается уродливым, поскольку о некрасивых людях в народе говорят, что "он более уродлив, чем нуберу" или "у него лицо нуберу". Их также называют другими именами. В Somiedo, Cangas del Narcea, Tineo, San Antolín de Ibias и у пастухов на высокогорных пастбищах (alzada) он известен как renubeiru и описывается как загорелый человек, часто встречающийся с ведьмами. Пастухи называют их школьниками (escolares), школьник (escolar) — невысокого роста ученик чародея, который стремится стать нуберу. Некоторые ученые связывают Нуберу с немецким богом Тором или Донаром в том смысле, что один из его многочисленных атрибутов — управлять штормами, и, как Нуберу, Тор путешествует в колеснице, запряженной волками. Однако во многих описаниях астурийский Нуберу изображен одноглазым, что соотносит его также с немецким Одином. Точно так же есть много параллелей с мифологией эстремадурского бога Entiznáu, на которого Нуберу похож одеждой.

Xuan Cabritu
В Астурии у Нуберу есть и другое традиционное имя — Xuan Cabritu. Говорят, что он живет со своей женой и детьми на вершине горы в городе, покрытом облаками, и когда он уезжает оттуда, он обрушивает на людей штормы и ливни. Некоторые авторы размещают его дом на вершинах между Астурией и Леоном, в глиняном доме.

Существуют также версии этой истории, согласно которым его дом находится в отдаленных местах, таких как Египет, но нет никаких доказательств присутствия финикийских купцов в Астурии, чтобы прийти к такому выводу, так что это могло быть результатом тенденции того времени. Историк, фольклорист и филолог Ramón Menéndez Pidal говорил о т ом, что многие мифы, выглядящие как восточные, на самом деле могут принадлежать кельтским или германским традициям.

Как-то один крестьянин из Taja приютил на ночь Нуберу в своем доме. Утром, прощаясь с крестьянином, Нуберу назвал ему условную фразу, с помощью которой он сможет предстьавиться Xuan Cabritu, если он когда-нибудь поедет в Египет. Через некоторое время крестьянин уехал в крестовый поход и оставил жену дома. Попав в плен к маврам и сбежав, он взобрался на вершину горы, покрытой туманом, где нашел город и попросил у женщины убежища. Она согласилась спрятать его, так как ее мужа не было дома, и она считала, что, придя, тот убьет крестьянина. Однако, когда хозяин дома возвращается, он почувствовал запах крестьянина и заставил его представиться ему. По-испански крестьянин — labrador (не только так, но во встретившемся мне варианте легенды он именовался лабрадором, от labor — "руд, обработка земли). Вероятно, от него несло псиной. Когда крестьянин сказал, что он из Тахи, то нуберу, а это был именно он, спросил его, помнит ли он путешественника, который однажды ночевал в городе. Крестьянин ответил той фразой, которую нуберу сказал ему тогда, и нуберу сказал ему, что он собирается вернуть оказанную ему тогда услугу. Оказывается, что жена астурийца, считая его мертвым, собралась выйти замуж на следующий день. Нуберу пообещал крестьянину отвезти его в свою деревню до свадьбы, если он предоставит ему землю, на которуб нуберу сможет излить свои облака в Тахе. Крестьянин согласился, и нуберу отвез его его в церковь Тахи. Там он встретил свою жену, которая узнала его по шраму на груди (так как он был очень изуродован), и свадьба остановилась.

Кантабрийская традиция
В кантабрийской мифологии Nuberus часто представляют собой множество маленьких существ, а не одно целое. Их описывают как маленьких, пухлых и озорных, с дьявольскими ухмылками на демонических лицах и маленькими черными крыльями. Они не такие злые, как астурийские нуберу, но так же сильны и безрассудны и испытывают огромную радость, причиняя страдания и разрушая собственность людей. Их обвиняют в сильных дождливых ураганах, которые обрушиваются ночью и ломают крыши домов. Традиционно жители деревни зажигали свечи и заставляли звонить как можно громче в облачные вечера, чтобы отпугнуть маленьких демонов. Однако кантабрийцы, которые больше всего боятся Nuberus, — это не владельцы домов, а моряки, которые обвиняют их в ужасных и непредсказуемых галернах (внезапных штормах) Кантабрийского моря.

Galerna — внезапный и сильный шторм с сильными порывами западного и северо-западного ветра в некоторых районах Кантабрийского моря и Бискайского залива, налетающий, как правило, весной и осенью. Особенно это касается центрального и восточного Кантабрийского района, т.е. восточного побережья Астурии, Кантабрии и баскских провинций Бискай и Гипезкоа. Его название происходит через французское galerne от бретонского gwalarn (северо-запад), слова, которое обозначает этот северо-западный ветер.

Галисийская традиция
В Южной Галисии Nubeiros выглядят как маленькие волосатые человечки с длинным и закрученным хвостом. Они летают над серыми облаками и вызывают засушливые летние бури, молнии и тому подобные бедствия. Галисийские нуберу также боятся колоколов и иногда могут испугаться их звука или контр-чар священника. В других частях Галисии Nubeiro — это один большой человек, покрытый волчьей или козьей шкурой и связанный со штормами, молниями, туманом и, в меньшей степени, с лавинами. Нуберу сам выковывает молнии в своей мастерской по производству железа в горах, и когда он вырабатывает достаточно, он выходит и едет по небу, вызывая штормы и разбрасывая свои творения. У него нет одного глаза, поэтому он не всегда попадает в цель. Эта версия Нуберу, которая больше всего напоминает нордических божеств, иногда спускается на Землю в костюме путешественника, чтобы понаблюдать за его работой или поспрашивать, когда он случайно теряет облако.

Кастильская традиция
Из-за пограничного расположения Кастилии ее мифы особенно эклектичны и напоминают мифы региона, с которым она граничит, создавая смесь вышеупомянутых повествований с элементами мифов об Entiznáu из эстремадурской мифологии. Кастильцы не считают Нуберо таким злом, как другие регионы, и, как правило, приветствуют дождь, который они приносят осенью, но винят в ударах молний и пожарах, вызванных летними штормами. Чтобы предотвратить бедствия, которые вызывают эти существа, традиция рекомендует сжигать сухую траву только в правильное время года, чтобы убедиться, что у маленьких демонов нет цели, которую можно поразить.
Tags: Астурия, Испания, Кантабрия, Кастилия-Леон, Эстремадура, история, куннилингвус, мифология Астурии, мифология Галисии, мифология Кантабрии, мифология Эстремадуры, фольклор
Subscribe

  • Pimiento del cristal

    Pimiento del cristal или же Pimiento cristalino — "хрустальный перец" — сорт перца вида capsicum annuum, отличающийся тонкой текстурой, удлиненной и…

  • La ondina de la laguna de Vacares

    Горные озера Гранады часто скрывают мрачные легенды, несмотря на их мирный вид. Особенно озеро laguna de Vacares, которое отличается от других своим…

  • Malafollá granaína

    Malafollá granaína — одно из самых известных и популярных выражений Гранады. Granaína — гранадский стиль танца фламенко. Слово malafollá…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments